«У ЛЮДЕЙ ВЕРЫ ЕСТЬ НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО ДЛЯ НИХ ДОРОЖЕ СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ»
– Я недавно прочитал высказывания одного араба, который считает себя атеистом, и он говорит, что Коран наполнен призывами к убийству неверных. А другие, уже из "христианского ареала", говорят, что и в Евангелии Христос сказал, что Он не мир принес, но меч… Понятно, что многое здесь связано с интерпретацией. Может быть, все-таки у такого рода экстремизма есть современные причины, не связанные собственно с религией?
– Мне кажется, что последнее предположение, которое Вы высказали, больше похоже на правду, то есть, что в данном случае повод и вторичное обоснование для такого поведения ищется в религии, но изначально оно исходит не оттуда. Я не видела вблизи мусульманских экстремистов. Но у нас есть свои, и, судя по ним, мне кажется, что их поведение не религиозное – это что-то совсем другое. Это люди, которые нуждаются в помощи психиатра. Это явно болезненная психика, и взгляд со стороны видит в этом отнюдь не веру и не преданность Богу и даже не религиозный фанатизм, а просто средство компенсировать какие-то личные фиаско.
Но в любой вере есть радикализм особого рода, пугающий людей "со стороны": у людей веры есть нечто такое, что для них дороже их собственного существования. Это совершенно не должно выражаться в каких-то крайних поступках, но это глубокое обоснование веры. В современной секулярной идеологии жизнь (физическое существование человека) представляет собой высшую ценность.
(Ольга Седакова. «Душа изгнана из публичного...»: интервью Александру Кырлежеву)